От Кубка USIC к Кубку РЖД

Расскажите о нас друзьям:

Новый сайт с фотографиями футбольных матчей


Газета "ЛОКО" №6 за 2000 год.

Владислав КОЛЕСНИК.

История футбольных турниров с участием железнодорожных команд начинается с возникновения USIC — Международной спортивной организации железнодорожников Её учредительный конгресс проводился в октябре 1946 года в австрийском городе Зальцбурге, где и было положено начало организации «Union Sportive Internationale des Cheminost» (USIC). В конгрессе участвовали представители ведомственных управлений и физкультурных организаций Бельгии, Чехословакии, Финляндии, Франции, Венгрии, Австрии и Италии. Учредители приняли решение организовать I футбольный турнир железнодорожников в Будапеште, в июле 1947 года. Так футболисты открыли целую эру международных железнодорожных спортивных встреч.

В первых четырёх розыгрышах Кубка USIC футболисты из СССР участия не принимали. Тем не менее, стоит упомянуть финал четвёртого розыгрыша Кубка USIC, проходившего в Бельгии, в 1958 году.

Матч Югославия - ФРГ закончился вничью — 2:2, но югославы подали больше угловых, и им была присуждена победа по этому показателю. (Уникальный случай в мировой истории.)

Очередной, пятый, розыгрыш взял старт в 1959 году, а на следующий год в него впервые включилась сборная железнодорожников Советского Союза, которую на чемпионате представлял московский «Локомотив». Шестнадцать команд-участниц были разбиты на четыре подгруппы. В первую попали Великобритания, Бельгия, Голландия, ФРГ; во вторую — СССР, Финляндия, Чехословакия, ГДР; в третью - Венгрия, Франция, Польша, Австрия; в четвёртую — Турция, Румыния, Болгария, Югославия.

По положению предварительные игры проводились в один круг. Победители подгрупп разыгрывали между собой звание чемпиона, а остальные проводили квалификационные встречи. Железнодорожники столицы хоть и являлись на этом турнире новичками, тем не менее в квалификации выглядели на голову сильнее соперников. В дебютном матче со сборной Финляндии, состоявшемся 14 июня I960 года в городе Хювинкя, москвичи 11 раз поражали ворота противников, при этом в свои не пропустив ни одного мяча. Во второй встрече, проходившей 3 августа в Москве на стадионе «Сталинец», железнодорожники одержали не менее внушительную победу, выиграв 5:1 у сильной команды Чехословакии. В заключительной игре предварительного этапа локомотивцы встречались с командой ГДР. Встреча в Лейпциге в последний день октября закончилась вничью — 2:2. Однако в полуфинале подопечным Н.Морозова не удалось сломить сопротивление футболистов бухарестского «Рапида» — 1:2. И лишь победа 1:0 над познаньским «Лехом», в матче за 3-е место, немного скрасила неприятное ощущение.

Через месяц с небольшим москвичам удалось взять реванш у своих обидчиков во время сентябрьского турне по Румынии. Единственный мяч в ворота «Рапида» забил Спиридонов. Но эта победа явилась слабым утешением.

В сентябре 1962 года московский «Локомотив» начал борьбу за этот Кубок во второй раз. Чемпионат проводился в течение трёх лет. Финал — осенью 1963 года. По сравнению с прошлым розыгрышем в регламенте турнира произошли небольшие изменения. Если раньше предварительные и финальные игры проводились в один круг, то теперь Большой Кубок международного союза железнодорожников разыгрывался между странами по олимпийской системе. Количественный состав участников также претерпел изменения. В шестом розыгрыше приняло участие семь команд — сборные Франции, СССР, Бельгии, Болгарии, Румынии, Венгрии и Чехословакии.

Первым соперником московских железнодорожников стала сборная Франции. Она получила право участвовать в нём, выиграв у бельгийцев.

Для «Локомотива» встречи с французскими железнодорожниками стали лёгкой прогулкой. И это неудивительно. Ведь если у нас играли профессионалы, то у них — любители. Среди подопечных инспектора депо Леруа можно было увидеть футболистов разных профессий: слесарей и рабочих депо, контролёра, служащего вокзала, бригадира депо и помощника начальника вокзала. В Ярославле, где проходил первый матч, москвичи победили со счетом 4:0. С такой же разницей в счёте закончилась и ответная игра в Париже. «Локомотив» выиграл — 5:1. Среди авторов голов в этих матчах мы встречаем фамилии прославленных футболистов локомотивной гвардии Виктора Ворошилова, Валентина Бубукина, а также Абрамова, Латышева и других.

Шестой розыгрыш складывался благоприятно для москвичей. Один шаг отделял их от заветного приза. По пути к финалу они дважды обыграли бухарестский «Рапид» с одинаковым счётом 2:1. Следующим соперником был софийский «Локомотив», который представлял собой очень сильный коллектив. В его составе выступали игроки сборной команды Болгарии — Димитров, Методиев, Котков, Деборский. Тем не менее и на поле соперника москвичи должны были выступить успешнее, чем они это сделали, проиграв со счётом 0:3.

Ответный матч на московском стадионе «Динамо» был очень упорным и принёс победу москвичам, но лишь со счётом 1:0 (гол забил Спиридонов. Этого результата оказалось явно недостаточно, и команда софийского «Локомотива» во второй раз стала обладателем Кубка.
Седьмой розыгрыш начался лишь в 1966 году. На первом этапе нашу страну в нём представлял алма-атинский «Кайрат». Казахские футболисты, одержав победы над сборной железнодорожников ФРГ со счётом 7:0 (в Алма-Ате) и 4:2 (в Мюнхене), вышли в полуфинал. На этом этапе право участвовать в розыгрыше было передано «Локомотиву». (Одна из особенностей турнира заключалась в том, что на разных этапах одну страну могли представлять различные команды.)

Полуфинальные матчи московского «Локомотива» с бухарестским «Рапидом» закончились с одинаковым счётом 2:1 в пользу румынских футболистов. А в финале «Рапид» взял реванш у софийского «Локомотива», победив по итогам двух матчей —3:1, 0:1.

В восьмом розыгрыше впервые обладателем Кубка USIC стала советская команда, но не «Локомотив», а алма-атинский «Кайрат».

Очередной, девятый, розыгрыш начался в августе 1972 гола. Поскольку его прошлогодний обладатель — «Кайрат» — с этого года стал представлять республиканское общество «Енбек», право участвовать в розыгрыше было предоставлено вновь «Локомотиву».

Свой первый матч (это встреча 1/4 финала) москвичи провели в шведском городе Борленде со сборной железнодорожников Швеции и победили — 2:0 (Чесноков, Козлов). В ответной игре, состоявшейся на московском стадионе «Локомотив», счёт был более крупным — 9:1.

На следующий год столичный «Локомотив» провёл два полуфинальных матча с неоднократным чемпионом и обладателем Кубка Румынии клубом «Рапид» (Бухарест). В составе румынской команды против нас играли футболисты сборной страны Радукану Марин, Флорин, Неагу, Думитру Анджелеску, Стрелиану. И, тем не менее, в следующий раунд прошли москвичи — 2:3 (Уткин, Клыков), 3:1 (Зудин, Малинин — 2). 6 марта 1974 года состоялся первый финальный матч на Кубок МССЖ, где москвичи уступили софийскому «Локомотиву» — 1:4 (Малинин). Ответная встреча проходила в Хосте. Локомотивцы сумели забить в ворота соперников три безответных мяча (Чесноков — 2, Рыжов). И гол, проведённый на поле соперника, принёс по сумме двух встреч победу «Локомотиву». Железнодорожники столицы впервые стали обладателями Кубка МССЖ.

Победитель IX розыгрыша Кубка USIC на своей базе в Хосте. 1974 год.

Юбилейный, десятый, турнир проводился в словацком городе Кошице. Состав участников пополнили три новые команды — сборные ГДР, Голландии и Франции. Из «старой гвардии» осталась «великолепная пятёрка» — сборные СССР, Болгарии, Польши, Румынии и ЧССР. Розыгрыш проходил по-новому, когда все участники съезжались для проведения однокругового турнира в один город. Такая формула использовалась на заре возникновения USIC, но потом была заменена на олимпийскую систему с выбыванием. В Чехословакии решили вернуться к старой системе.

Команды были разбиты на две группы — Восточную и Западную. Железнодорожники попали в первую и лишь на самом старте, во встрече с «Локомотивом» (Лейпциг), испытали некоторое волнение — 2:1, а затем, набрав бешеные обороты, сокрушили всех оставшихся соперников с крупным счётом: «Рапид» Бухарест — 4:1, сборную железнодорожников Франции — 4:1 и в финале «Локомотив» (Кошице) — 5:1. Москвичи во второй раз завоевали почётный трофей, а в их составе можно было увидеть тройку будущих тренеров: Юрия Сёмина, Гиви Нодию и Валерия Газзаева.

В одиннадцатый раз соревнования проходили с 25 по 30 июня в старинном западногерманском городе Регенсбурге, который готовился отметить своё 1800-летие. Игры проводились на трёх стадионах вместимостью от пяти до двадцати тысяч зрителей. Регламент соревнований был очень напряжённым. Предварительные игры проводились 25, 26 и 28 июня, а финальный матч — 30 июня. Турнир официально именовался как XI чемпионат Европы среди спортсменов-железнодорожников и был достаточно представительным. В результате отборочных матчей финальную восьмёрку составили: Польша, Франция, Болгария, Финляндия, Англия, а также СССР и ЧССР, допущенные к соревнованиям как прежний чемпион и вице-чемпион, и ФРГ, как страна-организатор. Нашими соперниками по предварительной группе стали команды Польши, Финляндии и Франции.

На старте «Локомотив» встретился с польской командой, основу которой составляли игроки клуба высшей лиги — варшавской «Полонии». Этот матч был одним из самых трудных и закончился минимальной победой москвичей — 2:1 (Зюзин, Петраков). Во втором матче локомотивцы обыграли финнов — 3:1, а через день французов — 7:1. (Пантелеев — 3, Колесников, Бадусов, Петра­ков, Аверьянов).

Очень сильный соперник достался нам в решающем мат­че турнира — наши старые зна­комые из Кошице. Проиграв три года назад в финале нашему «Локомотиву» — 1:5, они горели желанием во что бы то ни стало взять реванш, но москвичи вы­стояли и вновь взяли верх, правда, со скромным счётом 1:0 (Петраков).

В конце июня 1983 года на стадионах Чехословакии состо­ялся двенадцатый розыгрыш Кубка. В турнире на этот раз приняли участие сильнейшие железнодорожные команды не только Европы, но и Азии. Сильными клубами были пред­ставлены Польша (чемпион страны этого года «Лех» (Поз­нань), Чехословакия («Локомо­тив» (Кошице) — 10-е место в высшей лиге национального первенства), Болгария, КНДР. В острых отборочных матчах добились права выхода в фи­нальную восьмёрку команды Великобритании, Финляндии, Люксембурга.

Московский «Локомотив» становился победителем трёх предыдущих турниров USIC. И на этот раз столичные железно­дорожники привезли Кубок лишь на время турнира для то­го, чтобы показать его всем уча­стникам, а затем вернуть в свой музей спортивной славы ещё на четыре года, до следующего ро­зыгрыша.

1983 год - четвёртый подряд Кубок железнодорожников

Финальная восьмёрка была поначалу разделена на две под­группы. Соперниками москви­чей стали футболисты Болга­рии, Финляндии и КНДР. Пер­вый матч с болгарским «Локо­мотивом» столичный клуб про­вёл в привычном составе и одержал победу со счётом 3:1. А затем к команде прибыло под­крепление в лице трёх футбо­листов симферопольской «Тав­рии»: вратаря Юрковского, по­лузащитника Причиненко и лучшего бомбардира Бонда-ренко. («Таврия» также пред­ставляла ДСО «Локомотив».) Усилив свой состав, «Локомо­тив» обыграл команду Фин­ляндии — 5:0, сыграл вничью со сборной КНДР — 2:2 и, заняв первое место в подгруппе, в финале встречался с победите­лем второй подгруппы «Локо­мотивом» (Кошице). Заключи­тельный матч москвичи выиг­рали со счётом 2:1 и завоевали Кубок в четвёртый раз подряд. Голы у железнодорожников за­били Чесноков и Кост в свои ворота.

С 13 по 18 июня 1987 года в болгарском Пловдиве и его ок­рестностях проходил тринадца­тый розыгрыш Кубка Международного спортивного союза железнодорожников, или, как было указано в афишах, мировое первенство по футболу среди спортсменов-железнодорожников. В пятый раз подряд почётный трофей завоевал московский «Локомотив».

Бороться за Кубок съехались 8 команд. Большинство из них завоевали пропуск в финальный этап в отборочных матчах. «Локомотив», как победитель предыдущего розыгрыша, от квалификационных игр был освобождён. Среди участников были как любительские сборные, так и представители различных лиг национальных чемпионатов.

Польшу представляла варшавская «Полония», ГДР — дрезденский «Локомотив», усиленный рядом игроков лейпцигского «Локомотива», Чехословакию — кошицкий «Локомотив», Болгарию — «Локомотив» из Пловдива, вошедший в шестёрку сильнейших чемпионата страны. Восьмёрка финалистов сначала разделилась на две подгруппы. В первую вошли команды СССР, ГДР, Польши и КНДР, во вторую — Болгарии, Чехословакии, Финляндии и Франции. Победители подгрупп сразу попадали в финал; команды, занявшие вторые места, встречались в матче за бронзовые медали.

В своём первом матче 13 июня московский «Локомотив» обыграл команду Корейской Народно-Демократической республики со счётом 6:1. Хет-трик в этом матче сделал Аб-рамзон; по одному мячу провели Горьков, Илялетдинов и Теренин. На следующий день нашим соперником стала «Полония». И вновь победа, на этот раз — 2:0. Отличились Абрамзон и Горлукович. И, наконец, у дрезденских одноклубников наша команда выиграла со счётом 4:1. Голы забили Илялетдинов, Коняев, Гаврилов и Абрамзон.

В финальном матче москвичам противостояли хозяева поля — футболисты пловдивского «Локомотива». И хотя говорят, что дома и стены помогают, но победу одержали московские железнодорожники со счётом 3:1. Голы забили Дозморов, Илялетдинов и Гаврилов.

Последний, четырнадцатый, розыгрыш проходил в начале 90-х годов без участия столичного «Локомотива». По новому регламенту в турнире не могли участвовать команды высшей лиги своих стран, и поэтому москвичей сменили их нижегородские одноклубники.

На протяжении 15 лет московский «Локомотив» был лучшей командой среди железнодорожников.

В розыгрыше Кубка US1C столичные футболисты провели 35 матчей с представителями 9 стран: 27 побед, 3 ничьи, 6 поражений; разность мячей 111— 38.

Лучшим бомбардиром клуба в матчах на Кубок железнодорожников с 11 мячами стал Валентин Бубукин.

Приводим полную статистику по выступлениям «Локомотива» в этом Кубке.

Год
Местопроведения
Стадия турнира
Соперник
Результат матча
1
1960
Хювинкя
Предварительный этап
Сборная ж.д. Финляндии
11:0
2
1960
Москва
Предварительный этап
Сборная ж.д. Чехословакии
5:1
3
1960
Лейпциг
Предварительный этап
«Локомотив» Лейпциг
2:2
4
1961
Варна
1/2 финала
«Рапид» Бухарест
1:2
5
1961
Варна
Матч за 3-е место
«Лех» Познань
1:0
6
1962
Ярославль
1/4 финала
Сборная ж.д. Франции
4:0
7
1962
Париж
1/4 финала
Сборная ж.д. Франции
5:1
8
1963
Бухарест
1/2 финала
«Рапид» Бухарест
2:1
9
1963
Ярославль
1/2 финала
«Рапид» Бухарест
2:1
10
1963
София
Финал
«Локомотив» София
0:3
11
1963
Москва
Финал
«Локомотив» София
1:0
12
1967
Москва
1/2 финала
«Рапид» Бухарест
1:2
13
1967
Бухарест
1/2 финала
«Рапид» Бухарест
1:2
14
1972
Борленд
1/4 финала
Сборная ж.д. Швеции
2:0
15
1972
Москва
1/4 финала
Сборная ж.д. Швеции
9:1
16
1973
Бухарест
1/2 финала
«Рапид» Бухарест
2:3
17
1973
Москва
1/2 финала
«Рапид» Бухарест
3:1
18
1974
София
Финал
«Локомотив» София
1:4
19
1974
Хоста
Финал
«Локомотив» София
3:0
20
1976
Вранов
Предварительный этап
«Локомотив» Лейпциг
2:1
21
1976
Гуменне
Предварительный этап
«Рапид» Бухарест
4:1
22
1976
Гуменне
Предварительный этап
Сборная ж.д. Франции
4:1
23
1976
Кошице
Финал
«Локомотив» Кошице
5:1
24
1979
Регенсбург
Предварительный этап
«Полония» Варшава
2:1
25
1979
Регенсбург
Предварительный этап
Сборная ж.д. Финляндии
3:1
26
1979
Регенсбург
Предварительный этап
Сборная ж.д. Франции
7:1
27
1979
Регенсбург
Финал
«Локомотив» Кошице
1:0
28
1983
Вранов
Предварительный этап
«Локомотив» Горна Оряховица
3:1
29
1983
Требишов
Предварительный этап
Сборная ж.д. Финляндии
5:0
30
1983
Требишов
Предварительный этап
Сборная ж.д. КНДР
2:2
31
1983
Кошице
Финал
«Локомотив» Кошице
2:1
32
1987
Пловдив
Предварительный этап
Сборная ж.д. КНДР
6:1
33
1987
Карлово
Предварительный этап
«Полония» Варшава
2:0
34
1987
Пловдив
Предварительный этап
«Локомотив» Дрезден
4:1
35
1987
Пловдив
Финал
«Локомотив» Пловдив
3:1

Оцените статью:

3

Расскажите о нас друзьям:


Комментарии (8)

  1. Дмитрий
    Если кто помнит, в газете Локо немало интересных исторических экскурсов было. Жаль, что прекратила существование. Было бы неплохо ещё ряд материалов перепечатать.
    21.07.2007, 20:04
    0
  2. Илья
    Локомотив классный клуб, с богатой историей и своеобразной "миролюбивой" культурой боления, желаю паравозу побед на международной арене. П.С.:Амкар то пока выглядит по-лучше!!!
    23.07.2007, 20:15
    0
  3. truth addict
    интересно, в курсе ли липатов с ефимовым этой темы... сомневаюсь...
    24.07.2007, 00:40
    0
  4. приветик
    интересный материал..
    25.07.2007, 01:08
    0
  5. vados
    МЫ все любим ЛОКО! Это клуб с большой историей!! Сегодня купил билеты на кубок РЖД! Народ билетов в кассах валом! Мы не хотим поддержать наш ЛОКО?!! Все на матч! Чтоб кубок остался дома , а не уехал в Милан или Мадрид!!!
    31.07.2007, 23:46
    2
  6. Олег
    Да что говорить то, Локомотив просто замечательный клуб! Сколько лет я его фанат.А тут такие звёзды приедут, буду очень надеятся на победу локомотива. И обязательно пойду на стадион болеть. сегодня сходил, купил 2 билета на восточную трибуну, 8,9 сектор, но пришлось выложить за один билет 2300, саросил у кассиршы, многоли ещё билетов осталось, говорит что ещё есть, и будут продоваться в четверг и пятницу с утра, так что подъем фанаты, и в кассу.Эти матчи будут незабываемы.И ЛОКОМОТИВ ЛУЧШИЙ БУДЕТ ВСЕГДА!
    02.08.2007, 23:14
    0
  7. Илья
    Сорри, не путайте меня с тем, кто написал второе сообщение))). Не хочу чтоб меня путали))))))))))))))))))))
    13.10.2007, 22:11
    0
  8. Алла
    ЛЕТО - 2007...Соавторы радовали нас своим сотворчеством летом 2007 -го...Лето -2007...Прошло три года,а кажется -было вчера.В том году Локо взял Кубок России,играл в Европе...И сейчас мы поднимаемся потихоньку,вернулись уже почти в Европу,и Кубок следующий возьмём!Я уверена!Пишите ещё!ТОЛЬКО ЛОКО,ТОЛЬКО ПОБЕДА!!!С победой!С НАШЕЙ ПОБЕДОЙ!
    24.10.2010, 14:52
    0

Читать все статьи нашего журнала

Чего-то не нашли? Воспользуйтесь поиском: