Интервью с Rock-ом о 30-летии фан-движения

Расскажите о нас друзьям:

Новый сайт с фотографиями футбольных матчей


Продолжаем публиковать интервью с ветеранами красно-зеленого движения. Сегодня мы беседуем с Rock-ом.

- 30 лет фан-движения. Давай начнем с этого.

В этом году празднуется 30-летие фан-движения московского Локомотива. Но почему-то люди, которые стояли у его истоков по непонятным для меня причинам остаются в стороне. Ведь при желании можно найти тех, кто «гонял» за Локомотив в начале 80-х и активно поддерживал клуб на матчах в Черкизове. Понятно, массовых выездов в те годы было мало. Но ведь и река берёт начало с какого-нибудь небольшого ручейка.
К сожалению, не все сейчас с нами. В первую очередь говорю о легендарном Слоне, «авторе» самого первого выезда, с которого собственно всё и начиналось. Впрочем, 100%-но о его смерти никто не может сказать. Эта информация получена от случайного таксиста, назвавшегося соседом Слона…

Но есть люди, которые в 1982 году ездили. Те же Лёня, Юра (фанаты со стажем наверняка таких вспомнят). И это немного обидно. Обидно за Лёню, человека более чем скромного в настоящее время, излишне стеснительного. Совершенно забыли Колю Борца, практически не пропускавшего домашние игры Локомотива с 1980 года. Правда, первый выезд сделал только в 1984 году, мы с ним вместе ездили. В 1980-1982 гг. он на стадионе был гораздо чаще меня. Увы, состояние его психического здоровья оставляет желать лучшего. Иногда звонит, интересуется делами Локомотива. Сейчас на матчи не ходит. Последний раз ездил со мной в Ярославль в 2002 году, а на стадионе последний раз был замечен в 2003-м на матче Локомотив – Арсенал. Можно попробовать и с ним побеседовать – было бы желание. Здорово, что Л-ОКО серьёзно занялся этой темой. Будем ждать продолжения…

- Значит, ты считаешь, что если празднуется 30-летие, то должны отмечать только те, кто ходил на стадионы в те годы?

Должны праздновать все, но найти людей, которые стояли у истоков фанатского движения считаю делом чести для нашего клуба.

-Несколько слов о твоей роли?

Активно поддерживаю Локомотив с 1980 года. С 1981-го ездил в Черкизово в красно-белом шарфе (атрибут фаната?). А сезоны 1983 и 1984 гг. могу назвать своими. Вся поддержка на Локомотиве без меня не обходилась. Плюс единственный выезд 1984 года. Покатался бы ещё, но не с кем было.

- В те годы были такие цвета?

Да, и это тогда особенно не обсуждалось, т.к. фан-движение было тогда настолько малочисленным, что значения этому не предавалось. Ну, решили бы мы тогда, что надо носить красно-зеленые или красно-бело-зеленые цвета, и что? Это было бы неузнаваемо абсолютно.

- Немножко об атмосфере тех лет на стадионе.

Атмосфера на стадионе 80-82-х годов была, прямо скажем, домашняя какая-то, т.е. в основном все друг друга знали, здоровались. Такое сейчас встречается иногда в провинциальных городках. Собирается народ на завалинке, и обсуждают чего-нибудь. В общем нормальная была атмосфера, доброжелательная.
А вот в 83-84-х было уже потяжелее в том плане, что после событий на матче Спартак – Хаарлем органы правопорядка ужесточили всё до такой степени, что… Вот меня, например, в 1984 году 18 раз за сезон забирали со стадиона в милицию, хотя не помню, чтобы отличался особым буйством. Доходило до идиотизма: - А, Рок пришел, пойдем, отметимся. Штаб милиции находился напротив восточной трибуны, а иногда в служебном помещении на западной. И там, и там я побывал неоднократно.

- Отношение ментов было дружелюбное?

Не особо. Рядовой состав милиции, как правило, набирался из «лимитчиков», которые искренне ненавидели москвичей.

- Возмущаться не пробовал?

Бесполезное это занятие. И, боюсь, скоро все болельщики убедятся в этом с введением закона о болельщиках. Мне кажется, что от него пострадают и фанаты, и «кузьмичи».

- Ты считаешь, что от этого закона и простые болельщики пострадают?

Безусловно.

- А, может, перестанут ходить фанаты, а простые болельщики станут посещать матчи и получать удовольствие от футбола?

Ничего подобного. На стадионе должна быть футбольная атмосфера, а не театральная. Вполне возможно, что на какое-то время рядовые любители игры миллионов и вздохнут спокойно, но потом им это просто надоест. Футбол без выплеска эмоций невозможен. А фанаты создают особую ауру на аренах.

- Давай немного об этом законе поговорим. Вот, к примеру, ты в театре ломаешь кресло и бросаешь его на сцену. Что с тобой сделают?

Как минимум, оштрафуют. А скорее всего, отправят на 15 суток мести улицы Москвы. Поверьте, наказание достаточное, для того, чтобы больше так не делать.

- Вот и я говорю, какая разница, где ты ломаешь кресло – на стадионе, в театре или в зале ожидания вокзала?

Я считаю, что вполне достаточно тех законов, которые уже существуют, чтобы в рамках этих законов решать все возникающие проблемы. Другое дело, что на стадионе темперамент публики иной. Да и провокаций со стороны предостаточно. Для того, чтобы не пострадали невинные надо РАБОТАТЬ, а не стричь всех под одну гребёнку.

- Может, надо сделать как в Англии? Там известно, кто на каком месте сидит и любого можно вычислить?

Нашему футболу до английского, по крайней мере, в части боления, как русскому капитализму до немецкого. Ввести такие правила можно только в том случае, если бы на каждом матче Локомотива присутствовало 28800 зрителей, а так не вижу смысла. Да и современные технологии и сейчас позволяют вычислить любого посетителя стадиона.

- Ладно, вернемся к футболу. Помнишь свой первый матч, увиденный по телевизору или на стадионе?

Начну с другого вида спорта. С детских лет я увлекался хоккеем. Моя любимая команда - Крылья Советов Москва. Я определился с выбором хоккейной команды в таком бессознательном возрасте, что никакого объяснения тут нет.

- Но ведь тогда блистал ЦСКА…

Да, но после того, как из ЦСКА выгнали Лебедева, Анисина и Бодунова и они перешли в Крылья Советов, я и стал на них болеть. Раньше в каждом дворе была хоккейная коробка и все играли в Харламова, Петрова, Васильева, а я Лебедев-Анисин-Бодунов. Первый матч, который я посетил – это была хоккейная игра на приз «Известий». Год даже и не вспомню, т.к. ходил в детский сад и мама отвела меня на матч.

- Свои ощущения помнишь?

Первое ощущение – почему нет комментатора? Привычка смотреть хоккей по телевизору, который комментирует Николай Озеров, это же нечто. А тут как-то приходится ориентироваться самому, повторов нет. Всё это оказалось для меня полной неожиданностью.

- Получается, что до этого посещения ты ещё и по телевизору смотрел хоккей?

Да, регулярно. Помню знаменитые озеровские «Гоооооол!!!» и «Нам такой хоккей не нужен». Его ненормативные оговорки. Смотрел и футбол. Хорошо помню выездной матч 1975 года сборной СССР с Ирландией. Репортаж начинался в 22-23 часа, а на следующий день надо было идти в школу. Родители уложили меня спать, но я каким-то образом забрался под шкаф (были такие шкафы с ножками) и до начала матча не издавал ни единого звука. Потом, правда, мое присутствие было обнаружено, но родители оставили меня смотреть матч до конца.

- Счет помнишь?

Да, наши крупно проиграли 0-3. Я не могу объяснить, почему меня привлек этот матч, просто среди близких не было таких уж футбольных болельщиков. Хоккейные были. Но смотрел я эту игру с огромным интересом. Мне она так понравилась, что вскоре я уже регулярно ездил на стадионы. Первый раз меня отпустили ОДНОГО на хоккейный матч Крылья – СКА в 1975 году. Мне было 8 лет тогда. А на футбол старший брат меня стал возить ещё раньше. Побывал почти на всех стадионах Москвы, прежде, чем определиться с выбором.
Никогда не забуду товарищеский матч СССР – Югославия 1975 года в «Лужниках». Началась сильнейшая гроза и игру на какое-то время прерывали.

- Ты был маленьким пацаном, чем тебя вообще привлекал этот футбол, что тебя заставляло ходить?

Сейчас уже не берусь ответить на этот вопрос. Но в детском саду я уже бегал с мячом, а в школе так регулярно. А потом и времена были немножко другие, более спортивные. Нормы ГТО, в каждом дворе была залита хоккейная площадка. Играли и в футбол, и в хоккей где только возможно. Может быть, поэтому и был у всех интерес. Посещаемость матчей была большая, не сравнить с сегодняшней.

- Ну, а почему Локомотив?

До 1979 года у меня не было любимой команды. Я же болел за московские хоккейные Крылья Советов, а футбольной команды с таким названием в Москве не было. Меня не интересовали куйбышевские Крылья Советов, как теперь не интересуют другие Локомотивы – ни ярославский, ни какой другой. А за кого-то болеть надо. Спартак не годится, потому что есть и футбольная и хоккейная команды, Динамо, ЦСКА – тоже самое. Остаются Торпедо и Локомотив.
Всё было за Торпедо: стадион ближе всего от дома, знакомые опять-таки за автозаводцев болели. Но выбор пал всё-таки на Локомотив.

- Расскажи, как развивалось фан-движение, были ли всплески, падения?

Начнем с того, что активная поддержка на матчах Локомотива наблюдалась и в более ранние годы – в 1978 и 1979-м. Особенно в 80-м году она была заметна, но в том году на матчи Локомотива регулярно собирались спартаковские фанаты, причем в достаточно большом количестве. В основном на центральные, конечно, игры. Вот вспоминаю 1980 год, матч Локомотив – Динамо Тбилиси. Поддержка спартаковцами была оказана для того времени просто сумасшедшая. Рассказываю об этом, потому что не нравятся попытки переписать историю.

- С какого перепуга спартачи ходили на Локомотив?

Во время реконструкции Центрального стадиона имени Ленина, ныне «Лужники», Спартак проводил все свои домашние матчи на Локомотиве. Стадион многим полюбился и они по привычке ходили.

- И болели не за Динамо Тбилиси, а за Локомотив?

Именно за Локомотив. В те годы спартаковцы как-то очень лояльно относились к Локомотиву и многие считали её своей второй командой. Но к 1984-85 годам их отношение к нам стало меняться.

- Когда стало ощущаться, что наших болельщиков на стадионе стало больше, чем спартаковских или каких других?

На рядовом матче это ощущалось всегда, но стоило в 1981-м году приехать к нам на стадион Спартаку из Костромы, то пришло много спартаковцев поддерживать своих одноклубников. Создалось впечатление, что матч гостевой. Может быть, поэтому Локомотив, который был на голову выше соперников, сыграл вничью 2-2.
А насчет всплесков и падений… В 1983 году Локомотив занял 15 место в первой лиге и болельщиков стало меньше. Поддерживать такую команду, которая могла проиграть кому угодно, не показывая ничего, было трудно. А 1984 год – год наибольших репрессий со стороны органов правопорядка – к подъёму фан-движения не располагал..

- А когда случился заметный пик в количестве болельщиков на трибунах?

Если брать советские времена, то это был 1988 год, когда команда вышла в высшую лигу. Было реально заметно увеличение фанатов и болельщиков. На выездах до 20 человек выбиралось.

- А тогда в далекие города ездили?

Ну, у нас спец по дальним выездам Гоша, он лучше расскажет. Один его выезд в Павлодар чего стоит.

- Давай немножко о договорняках, раз уж эта тема в последнее время так актуальна.

О существовании договорняков знают все. В том числе и я.

- А ты на тотализаторе не играл тогда?

Нет, тотализаторы появились значительно позже. Может, были подпольные, но я к этому никакого отношения не имел. В первых чемпионатах России было достаточное количество договорняков, но называть их я не вижу никакого смысла, т.к. никаких доказательств у меня нет. Я назову эти матчи подозрительными, так будет правильнее. Вот, например, в 1992 году Локомотив и ЦСКА в Черкизове сыграли 0-0. Весь второй тайм болельщики обеих команд просто свистели. Команды откровенно не переходили на половину соперника, катая мяч в середине поля.

- А как становится известно, что матч будет договорным? Разговоры между болельщиками, сказал близкий знакомый, вхожий в клуб?

Как правило, люди, близкие к самому футбольному клубу, так или иначе эту информацию получали. Ни для кого не секрет, что в чемпионатах СССР, Паровоз об этом кажется говорил, украинские клубы совместными усилиями могли вывести в чемпионы Динамо Киев. Достаточно просто посмотреть статистику встреч между украинскими командами.
А вот московским клубам договориться между собой было сложно. Это же дерби. Играть договорняк в матче Динамо – ЦСКА, Спартак - Динамо или ЦСКА – Спартак? Если подозрительные игры и были, то очень мало.

- Значит, честных команд не было, которые могли бы остаться в стороне от всего этого?

Сложный вопрос, не могу сказать, были такие команды или не были. В той или иной мере все могли быть завязаны, ведь не обязательно, чтобы вся команда играла договорняк. Достаточно 1-2 футболиста. Чаще всего вратарь или судья.

- А ты, если знал о договорняке, шел на матч?

На домашний да. К счастью на выездах я не сталкивался с такими ситуациями, как Паровоз.

- Зная о договорных матчах, не хотелось плюнуть на всё, не ходить на стадион?

Конечно, хотелось. Каждому противно это явление в нашем советском и теперь российском футболе. Но оно существует. Недаром же букмекерские конторы убирают вдруг ставки на тот или иной матч. У них информация надежная, ведь какие деньги крутятся. Хочется честного футбола. По мне пусть лучше команда занимает …надцатые места, но играет честно.

- А как ты узнаешь, честно или нет?

Я столько лет хожу на футбол, что отличить настоящую игру от «подозрительной», наверное, всё-таки смогу.

- Следующий вопрос прозвучит кощунственно, но… Раз были договорняки, значит они были и 2002 году. Не помогли ли договорные матчи Локомотиву стать чемпионом?

Должен сказать, что в начале 2000 годов футбол был значительно чище, чем сейчас (моё мнение). Была работа с судьями. Часто они совершали ошибки в пользу той или другой команды. Помню, у какого-то клуба судьи не засчитали только в первой половине сезона 6 голов. Как это тебе? А сомнений в чемпионстве 2002 года у меня нет. Да и по 2004 году тоже нет. В 2004 году Локомотив был реально на голову сильнее всех, чего там говорить. А все остальные смотрелись просто слабее. А потом, если бы был включен административный ресурс, почему Локомотив проиграл Ротору в Москве 0-1? Не верится в это. При том, что Ротор всё равно вылетал в первый дивизион.

- Есть повод плавно перейти к игре Локомотива. Ты говоришь, что играл Локо на голову всех выше. А кто был тренером в то время? Юрий Палыч Семин. Получается, что всё-таки он великий тренер?

Для Локомотива Юрий Палыч Семин однозначно великий тренер. Потому что именно с Юрием Палычем Семиным Локомотив дважды стал чемпионом России, сколько раз завоевывал Кубок. Все прекрасно помнят Еврокубки. Можно вспомнить шедевральные матчи с АЕК’ом по накалу, по эмоциям, с Интером по классу. Там не было договорняков точно. А искусственная команда так не сыграет. Другое дело, что футбол, который пропагандировал Семин, мне не всегда нравился. Игра от обороны довольно скучновата. Вспоминаю сразу матч 1995 года со Спартаком-Аланией. Было полное территориальное преимущество Владикавказа, а счет на табло 4-1 в пользу Локомотива.

- А стоило ли Семину второй раз возвращаться в команду? Была ли это ошибка с его стороны?

Ну, мы не знаем истинные причины возвращения Юрия Палыча. Но, на мой взгляд, оно не могла дать какой-то весомый результат, потому что Семин привык работать в Локомотиве в других условиях. Он был фактически совладельцем клуба и его голос иногда перевешивал голос Филатова по некоторым вопросам. Не будем вдаваться в их разногласия, но они были для Локомотива равнозначными фигурами. А когда он вернулся в Локомотив в качестве президента, я сразу понял, что это пост свадебного генерала.

- А когда он пришел тренером, был у тебя энтузиазм по этому поводу?

Не было энтузиазма у самого Семина. Мне всегда приятно его видеть, я не увидел у него самого какой-то искорки, тех эмоций, которые видел в 90-е, 80-е даже годы.

- А что для тебя предпочтительнее, иметь команду во главе с Юрием Палычем, в помощниках Маминова, Пашинина, на поле Лоськова, т.е. команду, где собраны легенды Локомотива, но при этом не хватающую звезд с неба, борющуюся за выживание, либо всё равно какой тренер и кто на поле, лишь бы команда показывала зрелищную игру, стабильно занимала места с первого по третье?

Скорее, красивый хороший футбол. И для меня не суть важно, кто будет тренером, кто будет футболистом. Но в руководстве клуба и на поле обязательно должны быть люди, являющиеся настоящими локомотивцами. Иначе серьёзной команды не получится. Сейчас у нас ровный состав, без особого блеска, а хотелось бы, чтобы были и такие игроки, как, например, Воронин, который изумительно сыграл в матче против нас, если уж своих футболистов такого уровня нет.

- Я этот вопрос задал потому, что болельщики могут стать заложниками патриотизма. Вот Сычев, все мы любим его, наш ветеран, принесший много пользы в свое время команде. Но стоит его убрать и пойдет волна гнева – руки прочь от Сычева. А может и стоило убрать, когда он перестал забивать? Может, уже имели бы какого-нибудь классного нападающего из молодых, тот же Минченков? Или кого-то купили бы и он заиграл. Не мешает ли такой патриотизм?

Патриотизм нужен, но в меру. В идеале клуб должен ориентироваться на своих воспитанников. Но это очень кропотливая работа.

- У наших руководителей нет времени, им нужно всё сразу.

Можно пригласить Моуриньо с Месси. Я бы на это с удовольствием на них посмотрел. Да и кто от их присутствия в Локо отказался бы?

- Когда я узнал, что Локомотив ищет нового тренера, я подумал, что нам нужен такой как Хиддинк, а в противном случае лучше оставить Маминова. У тебя были какие-то мысли по этому поводу?

После трех поражений подряд в дерби я был в таком растерянном состоянии, что мне уже было абсолютно всё равно. Если Спартаку мы проиграли только из-за того, что не реализовали свои моменты, то игры с ЦСКА и Динамо показали, что на нынешний момент Локомотив, к великому сожалению, просто ниже классом. И пока я не вижу сдвигов. Вот посмотрим несколько матчей с португальским тренером и новыми футболистами, тогда можно что-то говорить. Я знаю точно только то, что Красножан – реальная потеря. Он способен поставить командную игру даже имея не самый лучший «материал». В этом мы все убедились. Те, кто был на Тереке, вспомнят, что это был настоящий праздник футбола, хотя Грозный имел возможность забить и не один раз. Локомотив играл с удовольствием, и это нравилось зрителям. В итоге все были довольны и счастливы.

- Мы знаем, что ты еще и коллекционер. С чего все началось?

Коллекционер – это состояние души. Кто-то марки в детстве коллекционирует, кто-то конфетные фантики, кто-то значки. А футбол… Я на всех матчах, на которые ходил, всегда покупал программки. Еще до того, как я решил стать коллекционером, они у меня были, сохранялись. А в 1980 году на матче Локомотив – Динамо Минск я купил уже две программки и одна из них пошла на обмен. А по-настоящему коллекционированием я занимаюсь с 1981 года. Стал переписываться с другими городами. Был такой журнал «Спортивные игры», где публиковались адреса коллекционеров. Я этот журнал покупал, связывались, переписывались.
Но, наверняка Паровоз, прочитав это, скажет, что ты Рок, свою коллекцию в 1984 году продал. Да, я это подтверждаю – продал лучшую её часть. И многие программы их тех, что у меня были до 1984 года неизвестно куда делись.

- А почему продал? Деньги нужны были?

Пожалуй, нет. Это всё было перед армией. Хотя и деньги тоже. Кафешки, девочки, всё такое.

- А сколько выручил, не помнишь?

Точно не помню, но прилично. У меня были и программы, не касающиеся Локомотива. Одна из них стоила по тем временам 100 рублей (месячная зарплата инженера). Причем я нашел эту программку в театре у Олега Ефремова во МХАТе среди программок театральных. Бог знает, какого года. А довоенные программы Локомотива оценивались в 3-7 рублей.

- А начал снова коллекционировать после армии?

Да, сразу после армии.

- Не пожалел тогда, что продал коллекцию?

Пожалел и жалею до сих пор. Но связи у меня остались, привозили программки те, кто выезжал в другие города. Тогда проще было с этим делом. Например, на игре было 300 зрителей, а программок продавалось 1000 экземпляров. Коллекционировали все – и Паровоз, и Гоша тоже.

- А импортные программки как доставал.

В те годы, в основном, через команду. У Павла Алёшина что-то было. Лично я его не знал, но окольными путями доходили программки и до меня.

- А когда ты понял, что становишься самым крутым коллекционером по Локомотиву?

Я не знаю и на эту тему не заморачиваюсь. Мне это нравится и все. И я испытываю гордость не за то, что у меня большая коллекция, а за то, что сейчас появляются новые коллекционеры и я приложил к этому руку.

- А какое количество программок у тебя на данный момент?

Я не знаю. Это надо считать, а кто этим займется?

- Тысяча есть?

Какая тысяча, я думаю больше гораздо.

- 10 тысяч?!

Нет, столько матчей Локомотив не сыграл. А потом у меня есть и пробелы.

- А ты пытаешься как-то педалировать этот процесс или появится программка – берешь, нет - и не надо?

Безусловно, пытаюсь, но у меня есть ценовой порог, выше которого я программку не куплю.

- И какая самая дорогая?

Сборная Гетеборга – Локомотив 1957 года. Цену лучше не озвучивать. На разные программки - разный ценовой порог. Допустим, за Уралан – Локомотив 2000 я сейчас и 10 000 отдам. Но только никто никогда её не видел. На все остальные матчи Уралана того сезона программы выпускались. А вот Локомотив – под вопросом.

- А не хотелось всё бросить, продать коллекцию за огромные деньги и жить припеваючи?

Ну, за огромные деньги не продашь, если только по отдельности каждую программку, но желания такого не возникает. Я, наоборот, сам покупал коллекции за приличные деньги.

- Хорошо, гордость тебя не распирает, но хоть что-то дает тебе собирание программ? Возможность узнать дату матча, ещё какую-нибудь статистику?

Узнать почти всё про матчи можно открыв энциклопедию. Я считаю, что это уникальный труд для Локомотива, хотя я и нашел там большое количество ошибок. Я, правда, не знаю, или они были изначально у Павла Алешина, или, что более вероятно, они появились при наборе. Набор, я знаю, делали разные люди.
Жаль, что труд Алёшина по достоинству не отмечен нашими болельщиками. Её до сих пор можно купить, хотя с момента выпуска прошло 6 лет.
А коллекционера поймёт только коллекционер.

- А были какие-нибудь курьезные случаи с программками?

Да, у меня долгое время числилась программа из Таллинна 1964 года. Тогда Локомотив играл в первой лиге. Многие коллекционеры говорили мне, что никогда не видели изданий из Таллинна 1964 года. А я говорю: - У меня есть. Спустя несколько лет я достал программку из Риги 1962 года, смотрю на неё, и кажется мне, что где-то я её видел. Я открываю эту так называемую таллиннскую программку, а там внутри текст один к одному. Я не разбираюсь ни в латвийском языке, ни в эстонском, и мне было как-то ни к чему, что там написано. Оказывается, текст этой таллиннской программы целиком совпадает с текстом программки Даугава – Локомотив другого года, а обложка из Таллинна какого-то другого сезона. Вот такая программка у меня была. Я очень сильно расстроился. Обидно, что я её выкинул, надо было сохранить.

- А фальшивые попадались? Как ты их отличал?

Безусловно. Как отличал? Ну, старые программки мне помогает отличить от подделок один специалист у меня на работе. Когда есть сомнения, я к нему. Он фанат и знаток полиграфии и сразу установил, что в те годы такой техники быть просто не могло. Он смотрит при определенном увеличении зернистость, сравнивает с той, что была в те годы. Так забраковал ни один экземпляр.

- А свежие программки, получается, забраковать невозможно?

Можно и свежие, но подделывать их намного сложнее – страниц слишком много.

- Я знаю, что ты не приветствуешь никаких автографов на программках.

Да, если мне попадется программка с автографом хоть самого великого человека, я постараюсь её заменить. Вот люблю чистенькие и всё. Чтобы не было ни счета матча, ни автографов. Есть люди, которые собирают автографы, как Игорь Баранов, а я только программки. Обидно, что в последнее время снижается к ним интерес. Вот в Англии это целая культура. Если ты идешь на футбол, то программка – обязательный атрибут. Нередко количество программок превышает количество зрителей на трибунах. Это привычное явление, хотя и там интерес несколько снизился с развитием интернета и современных технологий. А ведь в программках, как правило, собран эксклюзивный материал, который ни в каких СМИ не встретишь. Несколько лет назад на такие матчи, как Локомотив – ЦСКА раскупали до 2 тысяч программок. А сейчас рекорд 800 штук. И это примерно при одинаковой посещаемости.

- Но, вернемся к 80-тым. Кроме фанатов ходили ещё болельщики на стадион?

Да, они сидели на западной трибуне. Это были в основном работники железной дороги и жители окрестных домов.

- А помнишь первый матч на новом стадионе, какие были эмоции?

Конечно, помню. Была ностальгия по старой арене. Всё-таки именно с тем стадионом связано для меня очень многое. А тут да, картинка, а не стадион, но он мне сначала больше напоминал театр. Тот был уютней. Но когда стали играть в еврокубках, стал собираться народ, то эти впечатления поменялись. Конечно, это было необходимо сделать - построить новый современный стадион. И заслуга этой арены в том, что у нас появилась большая армия болельщиков, велика.

- А что ты пожелаешь молодым парням, приходящим сейчас на стадион поддержать свою команду?

Трудно сказать… Лично для меня Локомотив – это половина моей жизни. Где бы я ни находился, в отпуске или ещё где, не было дня, чтобы я не вспомнил родное название. Это всегда со мной и этому никуда не деться. А фанатам и болельщикам хочется пожелать крепкого здоровья. Болейте только за Локомотив!

P.S. На очереди Wolf, Меновазин, Ех и Гоша.

Оцените статью:

16

Расскажите о нас друзьям:


Комментарии (28)

  1. Жека
    огромное спасибо обоим!
    27.07.2011, 21:17
    0
  2. Александер
    Приятно почитать!!!
    27.07.2011, 21:34
    0
  3. Жирафко
    Вел, нашел пару косяков в оформлении. Вот эти вопросы не выделены жирным: - А тогда в далекие города ездили? - А не хотелось всё бросить, продать коллекцию за огромные деньги и жить припеваючи? а так огромное спасибо, понравилось очень вью
    27.07.2011, 21:45
    0
  4. Wel
    Спасибо, Жирафко, исправил :)
    27.07.2011, 22:11
    0
  5. Щербет
    Рок,спасибо за интересные воспоминания! Жду остальных с интересом.))
    27.07.2011, 22:30
    0
  6. Тарас
    Увлекаться программками, да наверное как и любое другое хобби, опасно для бюджета )))
    27.07.2011, 23:20
    0
  7. Rock
    2Тарас Ещё бы. Тут главное вовремя остановиться.
    27.07.2011, 23:50
    0
  8. Ceeport
    ПОБОЛЬШЕ ИНТЕРВЬЮ С ВЕТЕРАНАМИ!!!
    28.07.2011, 00:34
    0
  9. Алла
    Насчёт закона о болельщиках.Ты прав,однозначно,с его введением пострадают все -и фанаты,и кузьмичи, -я думаю,что и сотрудникам будет несладко.Хочу кое -что добавить.Ты пишешь,что "рядовые любители игры миллионов на какое -то время вздохнут спокойно".Ну,Рядовой Болельщик у нас один,я же -скромный Рядовой Любитель:-) , -так вот я ни на секунду не смогла бы"вздохнуть свободно",если бы атмосфера стала"театральной".Атмосфера должна быть как на футболе 80 -х...И потом мне не в кайф,когда страдают другие.Но это как я понимаю индивидуально.И ещё.Театр начинается с вешалки,а стадион -со входа на него.Чтобы людям там было комфортно,надо не ужесточать вход.а максимально его либерализировать.Я работаю в библиотеке,и моё больное на всю голову нач -во 2 -3 раза в год начинает т.н."борьбу с задолжниками".Так вот,я заметила -чем больше драконовских мер,тем больше должников,реально уже это мешает работе.А вот когда ректор вмешался и все санкции отменил на фиг(не буду говорить по чьей просьбе:я же человек скромный:-) -так должники просто пропали.Все вдруг,поняв ,что их не накажут,дружно стали всё вовремя сдавать...Это я к тому,что кому сейчас пронести три грамма чего -нибудь,чтобы всё взорвать на фиг -так это легко и сейчас.поспорим?На бутылку твоего любимого пива?:-)А смысл тогда тормозить женщин в красивых платьях,фанатов с баннерами и без оных или поддатого кузьмича?!Пусть все идут с Богом,а там видно будет!
    28.07.2011, 10:41
    0
  10. Алла
    О Палыче и Красножане.И здесь ты безусловно прав.Локо при Красножане -это был праздник футбола,на мой дилетантский взгляд -в каждом матче,и даже красивее ,чем при Палыче.Говоря это,наступаю сама себе на горло,потому что Палыча люблю больше и выбрала бы его даже заведомо зная,что красоты футбола будет меньше.Потому что выбираю сердцем,а не умом.Всегда.
    28.07.2011, 11:24
    0
  11. Wel
    Алла, я тут не причем, я просто записал то, о чем говорил Рок.
    28.07.2011, 12:23
    0
  12. Верные
    Rock,с большим интересом прочитали твоё вью. Это есть истина :"Но в руководстве клуба и на поле обязательно должны быть люди, являющиеся настоящими локомотивцами. Иначе серьёзной команды не получится". И это истина:" Для Локомотива Юрий Палыч Сёмин однозначно великий тренер" Спасибо тебе Rock. А то появляются всякие виляния, а также уничижительные по отношению к Сёмину комменты, противно становится, он не заслужил этого. Rock, но вот относительно скучноватости от игры от обороны...не согласимся, уж извини. У нас на то время самая надёжная оборона была, сколько в сборной защитников было?! Конечно, приятно, когда команда атакует. Ну а разве не классные контратаки были? Из глубины, от защиты, затем финты, разрезающие пасы, диагонали, любо-дорого посмотреть было (теперь уж в записи). А тыл он и есть тыл, должен быть надёжен. Разве нет? :)
    28.07.2011, 12:34
    0
  13. Верные
    Rock, хочется также узнато твоё мнение о встрече фанатов с руководством. "Встреча получилась долгой, мы задавали все интересующие вопросы. Какие именно? Те которые уже просто напрашивались. Ситуация требовала прояснения. Говорили про Маминова, Коусейру и Красножана. Мы договорились, что не будем очень активно рассказывать о том, что мы обсужаем". Вот нам не понятно. У всех есть желание прояснения ситуации и многих вопросов, - и вдруг эта закрытость общения. А нам что не надо знать? Просто подпольный кружок какой-то получается. У нас к этому руководству доверия нет, слишком много вранья и самопиара с самого начала. Но всё же как-то это всё не правильно, на наш взгляд.
    28.07.2011, 12:58
    0
  14. Teplovoz
    Отличное интервью. Душевное. Даже немного тёплое. 90% поколения фанатов и болельщиков, рождённые после 83-го года, обо многом не знают и узнать им кроме как из таких встреч больше неоткуда. Думаю в головах у многих застрянет какая-либо информация почерпанная из данного текста. две короткие ремарки: Вот Сычев, все мы любим его, наш ветеран, принесший много пользы в свое время команде. Но стоит его убрать и пойдет волна гнева – руки прочь от Сычева. - РУКИ ПРОЧЬ ОТ СЫЧЁВА, хватит его педалировать. Пока МЫ живы, МЫ недопустим, чтобы его выгнали из команды. Я не знаю и на эту тему не заморачиваюсь. Мне это нравится и все. И я испытываю гордость не за то, что у меня большая коллекция, а за то, что сейчас появляются новые коллекционеры и я приложил к этому руку. - в своё время в недалёком 2006-ом году ты основательно подсадил меня на это увлечение и с тех пор у меня вся квартира в папках и коробках) Уже и я помогаю новым коллекционерам как-то обжиться в данном состоянии души) Занятие очень интересное и познавательное, а главное почти не скончаемое, пока жив Клуб-будут и программки. Будьте Мужиками: Болейте за Локомотив Москва и собирайте его программки, бл..ть))))
    28.07.2011, 14:08
    0
  15. Rock
    2Верные Что касается игры от обороны, то тут дело вкуса. Да, удавались отдельные матчи. Но гораздо чаще победы были со счетом 1:0.
    28.07.2011, 22:22
    0
  16. Wolf
    2Rock Да, хорошее было время, несмотря на то, что играли восновном в первой лиге. И стадион был хороший, и комната милиции на Востоке была своя, "родная".
    28.07.2011, 23:24
    0
  17. Zagadai
    2 Rock: По поводу продажи твоей коллекции сказать ни чего не могу,не знаю кому и что ты отдавал.Я брал у тебя единиц 50 не больше из них десятка полтора очень интересные. Спасибо за интервью! С нетерпением жду выступления Eха!!!
    29.07.2011, 14:45
    0
  18. Rock
    2Zagadai Так я и говорю, что продал тогда лучшую часть своей коллекции. Причём часть растворилась в неизвестном направлении. Ну а "мусор"-то остался.
    29.07.2011, 16:56
    0
  19. Dashka
    читала взахлеб! Рок, горжусь, что тебя знаю!!!
    09.08.2011, 21:29
    0
  20. Rock
    Спасибо, Даша! Очень приятно:)
    09.08.2011, 23:26
    0
  21. Верные
    Комплименты комплиментами, мы тебя тоже уважаем :) Rock, и всё-же, на второй вопрос не ответил, а хотелось бы знать твоё мнение. Наша позиция в том, что неправы наши активисты. Понятно, что для мадам чем меньше людей знает о её шагах, тем лучше. Но они не должны были с эти соглашаться.
    10.08.2011, 17:04
    0
  22. Rock
    2Верные Вы, наверное, заметили, что я в обсуждении действий Ольги Юрьевны участвую редко. Хотя бы потому, что не обладаю достаточной информацией по данному вопросу. Лично мне её политика по некоторым футбольным вопросам не особо нравится - и я уже об этом писал. Да и надоело уже. Что касается действий активистов, то тут тоже нет однозначного ответа. Возможно на их месте поступил бы также.
    10.08.2011, 18:18
    0
  23. Верные
    Может быть Wel, Teplovoz выразят своё мнение?. Мы теряемся в догадках. То ли их чем умаслили, то ли пригрозили сделать невыездными, невходными на стадион...:)Почему не придать огласке другим болелам? Нам что, - всё равно должно быть? Кто-нибудь видел вью так называемого президента "Локо" в "Неделе спорта"? Нам хоть и противно было смотреть, пришлось. Губерниев её спросил про отставку Красножана, мол скандальная ситуация, а теперь вроде ничего и не произошло? Мадам ответила, что смена тренеров частое явление, 7 клубов сменили. А комментировать что-либо ещё отказалась, сказала, что комментариев было достаточно (мы их что-то не помним), что это дела давно минувших дней. На вопрос откуда взялся португалец, она ответила, что за ним следим давно, с прошлого сезона (Вот как! А как же Красножан? Или Белоус ушёл, и судьба Красножана уже была предначертана, как человека Белоуса, ждали удобный случай? Хотя после ухода Белоуса мадам утверждала, что именно она выбрала Красножана, расхваливала его как тренера. У нас тогда уже закрались сомнения, что он без Белоуса долго не задержится, сомнения стали рассеиваться, когда у команды появилась динамичная игра, стали приходить победы...А теперь вспомнились, вернее несколько ранее, когда читали комменты человека, видимо сведущего, что между ними искрит. Вопрос повис, сколько сможет выдержать Красножан, или насколько категорична будет смо. Теперь её подручный и расшаркивающийся Смертин через своего агента привёл португальца, посмотрим на сколько его хватит, мадам утверждает, что больше чем на 2 года. Посмотрим...И Смертин вдруг может выпасть из её колоды, так же как и Белоус. И, неизвестно, насколько крепки нервы у Жозе, когда она начнёт лезть в тренерские дела, лобызания мадам тоже могут задолбать кого угодно, а темперамент у Жозе всё-таки португальский :) А Красножан производил впетчатление очень и очень уравновешенного человека, даже Лоськов удивился его терпению на тренировках. Ещё в интервью мадам посетовала, что женщину плохо воспринимают в роли президента, мол не женское это дело ( а тут подумалось, что если бы она стирала, готовила, мыла полы, может вреда от неё было бы меньше:) ) А Губерниев возьми да выдай :"Но сейчас Вы доказываете, кто настоящий мужчина" Вот так выдал, но он иногда такое выдаёт, кто следит за биатлоном, в курсе :) Ещё мадам, не краснея, сказала, что она предпочитает не пиар, а работу. (вот враль!) Ну ещё запомнилось из диалога, что она не хотела бы, чтобы "Локомотив" встретился на евро с "Динамо" Киев ( !!! ) и что работа в спортивном клубе даёт ей адреналин. Хорошая ей игрушка досталась. А? Да ещё столько разгорячённых молодых мужиков, которых можно полабзать, имея статус хозяйки этой игрушки! (Извините, что столько буковок :) )
    10.08.2011, 18:33
    0
  24. Верные
    Rock, мы только конкретно насчёт активистов, без обсуждения действия начальства. Спасибо, что ответил.
    10.08.2011, 18:39
    0
  25. Верные
    Алла, спасибо за понимание сути. Ты правильно выразилась: " Это неуважительно получается по отношению ко всем нам" Надеемся, кто-нибудь из них это прочитает.
    10.08.2011, 18:42
    0
  26. Teplovoz
    Господа, хватит в статьях разводить полемику, которая никаким боком не относиться к написанному. Обсуждение НАПИСАННОГО,а дела клуба - это дела клуба. Кто владеет информацией - пишите статью про подвиги смородской и будем это в комментариях обсуждать,а трепаться не по статье унизительно, в первую очередь, по отношению к автору написанного. Плюсов ему от этого не увеличивается.
    19.08.2011, 12:02
    0
  27. Александр Фролов
    Был единственным болельщиком Локомотива в своём классе , школу закончил в 1980 В те времена мотался через всю Москву ,с Коломенской на Преображенскую площадь. На стадион проходил ( каюсь !) за рубль - сунешь знакомому вахтёру и порядок.Вокруг все знакомые лица , стадион был действительно домашним , маленький и уютный.Очень нравился Женя Дрожжин , но судьба жестоко с ним обошлась.Иногда играли и в первой лиге, а какие страсти кипели в играх с Факелом,Искрой и т.д.Замечательное было время ! Потом у меня был Афган , благополучное возвращение . И там я во сне раза два видел наш милый стадион. Увы !Не вернуть назад это время. Удачи вам всем - болельщики Локомотива.
    24.01.2012, 23:21
    3
  28. Wel
    спасибо :)
    24.01.2012, 23:42
    0

Читать все статьи нашего журнала

Чего-то не нашли? Воспользуйтесь поиском: