Письмо Начальника Московской дороги в связи с вылетом ФК Локомотив в низшую лигу

Расскажите о нас друзьям:


Обращение руководства Московской жд. к ЦК КПСС о вылете команды из высшей лиги 55 лет тому назад.

Почему московский «Локомотив» в каждую десятилетку в своей советской истории оказывался в низших лигах? Можно догадываться и долго по этому поводу рассуждать, а можно сквозь годы попытаться «услышать» мнение тех людей, которые переживали всю горечь потерь именно тогда. Они олицетворяли клуб. Будь то рядовой болельщик, машинист или мастер депо. В одной связке с ними находился и Начальник Московской дороги, чьё письмо в Центральный Комитет КПСС по вылету команды из высшей лиши 1963-го года удалось обнаружить в Российском Государственном Архиве Новейшей Истории (РГАНИ).

Небольшая предыстория

Из журнала «Великие клубы. Локомотив». Глава 24.

Два сезона (1960 и 1961 годов) «Локомотив» под руководством Николая Морозова продержался на пятой строчке. А затем команда стала опускаться в подвал турнирной таблицы. В этом не было ничего удивительного. Во-первых, стало сходить со сцены «аркадьевское» поколение (Забелин, Климачев, Рогов, Ворошилов). А во-вторых, «Локомотив» не смог удержать ведущих игроков. В 1960 году Игорь Зайцев и Юрий Ковалев перешли в «Динамо» Киев. С 1961-го Валерий Бубукин стал играть за ЦСКА. В середине 1962-го к «Спартаку» присоединился Владимир Маслаченко.

Равноценной замены этим игрокам не нашлось, и «паровоз» покатился вниз. В июле 1962 года в связи с неудачным выступлением в чемпионате грянула отставка Морозова. Команду возглавил Алексей Костылев. В конце сезона за 13-е место сняли и его. А затем спустя пять лет у руля штурвала вновь встал Борис Аркадьев. Увы, второго чуда совершить ему уже не удалось.

Из энциклопедии футбольного клуба «Локомотив» Москва:

То ли сказался проигрыш в финале Кубка Международного спортивного союза железнодорожников софийскому «Локомотиву» (0:3,1:0), то ли какие-то внутренние обстоятельства, но команда вновь вернулась к проверенной оборонительной доктрине, и хотя вроде бы преуспела в ее исполнении (ничьи — 0:0 с киевским «Динамо» и «Кайратом», 2:2 с «Шахтером» и ЦСКА, 3:3 с «Нефтяником»), но в таблице съехала уже к пограничному столбу. В первом из этих матчей киевлянин Щегольков нанес тяжелую травму Бубукину, за что был изгнан с поля. Без лидера нападения «Локомотиву» стало совсем невмоготу. Обороне вновь приходилось испытывать запредельные нагрузки на грани срыва. И он последовал, вылившись в поражение от явного аутсайдера «Пахтакора» (2:5). Собравшись, железнодорожники несколько поправили дела в игре с «Зенитом» (1:0). Проигрыш «Арарату» (0:1) был компенсирован победой над «Молдовой» (2:0), а три очередные ничьи позволили «Локомотиву» вроде бы ощутить твердую почву под ногами. Но поражения от «Спартака» (0:1) и рвавшегося к бронзе минского «Динамо» (0:2) вернули команду на край пропасти, и она не удержалась на нем. Только победа в заключительном матче с тбилисским «Динамо» продлевала «Локомотиву» прописку среди сильнейших. Проигрывая в столице Грузии (0:2), железнодорожники сравняли счет. До конца игры оставалось еще полчаса, но развить успех им не удалось. «Локомотив» довольствовался привычной ничьей (2:2) и выбыл во вторую группу класса «А».

Вот как отреагировало руководство Московской дороги на сложившуюся ситуацию:

13.5. 10 декабря 1963 г.

ОТДЕЛ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ ЦК КПСС

Товарищу МИРОНОВУ Н.Р.

Перевод футбольной команды «Локомотив» во вторую подгруппу класса «А» по результатам 25-го первенства страны по футболу вызвал большое количество запросов железнодорожников, поступающих в Управление Московской ж.д. и Дорпрофсож, в которых выражается серьёзная тревога за судьбу старейшей профсоюзной команды.

В коллективе Московской ж.д. свыше 800 тыс. человек. Это крупнейшая дорога страны, поэтому вопросы о команде «Локомотив», возникающие в таком большом коллективе, безусловно, волнуют железнодорожников всей сети.

В связи с этим руководство дороги, производственно-отраслевой партийный комитет предприятий транспорта гор. Москвы и Дорпрофсож обратились к председателю Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР тов. Машину с просьбой дополнительно рассмотреть вопрос о правомерности перевода команды «Локомотив» во II подгруппу класса «А», исходя из того, что в системе распределения команд по подгруппам и в практике проведения первенства имели место некоторые недостатки.

Тов. Машин сообщил нам, что вопросы совершенствования порядка проведения первенства страны по футболу и распределения команд будут им доложены ЦК КПСС.

Поэтому мы считали бы целесообразным изложить Вам те факты, на которых базируется наша просьба не переводить футбольную команду «Локомотив» во II подгруппу класса «А».

1. Команда «Локомотив» является старейшей профсоюзной футбольной командой; она представляет спортивную общественность около 3 миллионов рабочих и служащих - членов профсоюза железнодорожного транспорта. Перевод этой команды во вторую подгруппу может привести к тому, что один из крупнейших в стране профсоюзов окажется без первоклассной команды.

Кроме того, при решении вопроса о команде «Локомотив» надо также учитывать, что профсоюз железнодорожников поддерживает постоянные международные спортивные связи с профсоюзами транспортных рабочих других стран. Причём в ряде серьёзных соревнований с зарубежными командами футболисты «Локомотива» успешно защищали спортивную честь советских профсоюзов.

2. Вопреки всем существующим положениям о переходе игроков из одной команды в другую, в середине сезона из команды «Локомотив» в прошлом году был взят и переведен в команду «Спартак» ведущий игрок команды - вратарь т. Маслаченко. В результате этого к началу истекшего сезона команда «Локомотив» вышла серьезно ослабленной не по своей вине.

Отсутствие высококвалифицированного вратаря и привело к потере командой «Локомотив» значительного количества очков.

3. В процессе розыгрыша первенства страны по футболу в этом году по отношению к команде «Локомотив» был допущен ряд несправедливых действий, которые по существу и лишили команду «Локомотив» того одного очка, которое ей было необходимо для того, чтобы остаться в первой подгруппе.

Например, команда «Локомотив» опротестовала результаты игры с тбилисским «Динамо» в первом круге. Справедливость этого протеста была признана Федерацией футбола. Судья строго наказан.

Однако результаты матча оставлены без изменений в связи с недостатком времени в
календаре игр на 1963 год и признанное неправильное судейство не было исправлено.

В игре с командой «Динамо» Киев двое ведущих игроков «Локомотива» —
Бубукин и Сорокин получили серьезные травмы и длительное время не выступали, что серьезно ослабило команду.

То же повторилось в игре с «Динамо» Минск, когда у «Локомотива» было вы-
ведено [из строя] трое игроков, в том числе вратарь Поляков, который до сих пор
в больнице со сломанными ребрами. Заменить его равноценным игроком команде «Локомотив» было некем, что и сказалось в последующих играх.

4. Команда «Локомотив» имеет 29 очков, т.е. столько же, сколько и команда «Крылья Советов» г. Куйбышев, которая остаётся в первой подгруппе.

На наш взгляд, нельзя признать правильным положение, при котором команды, имеющие одинаковое число очков, оказываются в неравных условиях.

5. Мы понимаем, что в игре команды «Локомотив» был ряд серьёзных недостатков, однако исключение ее из состава первой подгруппы ни в коей мере не будет способствовать устранению этих недостатков, так как условия нахождения команд во второй подгруппе, в соответствии с действующим положением, значительно ухудшаются, что серьёзно затрудняет совершенствование мастерства игроков. Так, например, команды второй подгруппы лишены возможности подготовки молодых кадров игроков, так как им не разрешается создание команд «дубль», ухудшается материальная база команд и возможность игр на больших стадионах, изменяется порядок распределения доходов, получаемых от игр, и т.д.

Ведь целью организационной структуры розыгрыша первенства страны должно быть не наказание отдельных команд путём создания для них худших условий, а помощь в повышении класса игры.

6. Сейчас железнодорожная спортивная общественность, профсоюзная организация транспорта намечают к осуществлению ряд крупных мер по повышению качества и мастерства игры, по улучшению воспитательной работы, по подготовке новых молодых кадров и т.д.

Сейчас в дублирующем составе команды «Локомотива» подобран костяк молодых перспективных игроков рождения 1945 года. Дальнейшая работа с ними даст возможность произвести соответствующие замены в основном составе и серьёзно повысить класс игры команды «Локомотив».

Перевод команды «Локомотив» во вторую подгруппу создаст большие дополнительные трудности в осуществлении намеченных мер.

7. Необходимо также учесть, что команда «Локомотив» является рентабельной и в 1963 году перевыполнила план прибылей на 28.000 рублей.

Исходя из вышеизложенного, мы убедительно просим Вас при решении вопросов, связанных с улучшением организаций розыгрыша первенство страны по футболу и распределением команд по подгруппам, учесть также приведённые выше факты и соображения.

НАЧАЛЬНИК МОСКОВСКОЙ ДОРОГИ

Л. КАРПОВ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДОРПРОФСОЮЗА МОСКОВСКОЙ Ж.Д.

Е.ЩЕЛКУНОВ

РГАНИ. Ф.5. ОПИСЬ 55. Д. 11. Л. 213-215

Очень сложно что-то добавить к данному письму, да и нет на то морального либо какого иного права, но один факт очевиден – уже тогда команда и её руководство были вместе и всё делили поровну и радость и беду.

P.s. факты биографии Леонида Анатольевича Карпова можно прочесть в корпоративной энциклопедии РЖД, но один хотелось бы отметить особенно:

Карпов Л.А.

* * *

В 1979 году вышел на пенсию. Увлекался голубеводством, посещал матчи московской футбольной команды «Локомотив». Жил в Москве.

** *

Оцените статью:

7

Расскажите о нас друзьям:


Комментарии (0)

Ваш комментарий будет первым

Читать все статьи нашего журнала

Чего-то не нашли? Воспользуйтесь поиском: